Translate

Thursday 17 November 2016

НОЯБРЬСКАЯ АЛУШТА ИЛИ «ЧЕМПИОНАТ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ»

Именно эти слова, вынесенные в заголовок, изрек один знакомый европеец, когда услышал про Чемпионат России по спортивному ориентированию в Крыму. С вашего позволения, на этом геополитические вопросы я отложу в сторону и перейду к гораздо более интересному предмету!
Мой отъезд на заключительный в сезоне 2016 года Чемпионат России совпал по времени с начавшейся в Карелии зимой. Может быть поэтому я садился в вагон поезда с чувством ненавязчивой радости. Главными целями моего прибытия в Алушту за 5 дней до начала Чемпионата были отдых и акклиматизация. Поселившись в центре соревнований с видом на море и горы, я незамедлительно приступил к их реализации: много гулял по набережной, хорошо питался, делал по одной легкой тренировке в день и сходил в баню. Дни пролетели незаметно и вот уже в коридорах гостиницы и по пути в столовую можно встретить такие до боли знакомые лица ориентировщиков. Воздух в день заезда основной массы спортсменов прогрелся до +20С, и это окончательно позволило всем забыть об оставленных на севере сугробах и валенках. 
Лонг

Первым днем в программе Чемпионата значился лонг на местности, известной под названием Эльх-Кая. Для абсолютного большинства российской элиты местность эта (как и местность остальных дней) никаких секретов в себе не таила. У всех за спиной минимум по 2-3 сбора и множество тренировок в Алуште. Пожалуй, можно ждать сюрпризов в результатах уже в первый день? Сюрприз состоялся только в том, что Леня Новиков выиграл на 77 минутах бега у А.Храмова целых 6 минут. При мысли, почему же я опять не готов так, как Леонид в этот день, немного взгрустнулось…Интересно, что у женщин на лонге Настя Рудная с ошибкой на 8.5 минут на первом кп сумела завоевать бронзу. На следующий день участников ждала двухэтапная эстафета в живописных окрестностях Демерджи. Для меня это был первый из дней отдыха на соревнованиях, в который я принял бодрящие ванны на Черном море.

Демерджи

Накануне средней дистанции с общего старта я озадачился вопросом, участвовать ли мне в этом забеге или полностью сосредоточиться на подготовке к марафону. Соревновательный инстинкт в очередной раз взял вверх и вот я стою на стартовой линии в местечке Кутузовка вместе с 80-ю другими участниками. Стартовые позиции были распределены по результатам лонга, по 5 человек на линии. Прозвучала команда «старт»и все понеслись. Отрезок до пункта «К» и сразу после него под гору. Мой богатый опыт выступления на первом этапе эстафет подсказывает, что здесь зевать нельзя: позиции, утраченные на старте, будет сложно отыгрывать в лесу. 
на пункте "К"

1-й круг

Смотрю в карту и вижу, что на первый пункт напрашивается подрезка по полю, слегка поросшему кустарником, но передо мной никто туда не сворачивает, и я решаю «сыграть надежно». Уже после поля участники ныряют в лес по обе стороны от дороги, в соответствии со своим рассевом. Буквально тут же замечаю, что передо мной бежит Л.Новиков. Верхняя Кутузовка – это каменистый склон с приличным перепадом высоты, поросший карликовыми деревьями; большая часть карты окрашена в светло-зеленые тона. Разогнаться в полном смысле этого слова здесь тяжело, а в гору приходится по-настоящему терпеть. Перед 3-м кп на тропинку выскакивает группа альтернативного варианта, это первый сборный кп на дистанции, а всего их будет три. Стало веселее. На уходе с пункта понимаю, что Леонид скорее всего снова движется на тот же кп, что и я. Несмотря на высокую скорость стараюсь следить за местностью и картой, чтобы оставить себе шансы при любом развитии событий. Начинаем видеть впереди спины спортсменов, которые вначале прошли более короткий рассев, и подтягиваемся по ним. На заключительной части первого круга оформилась группа из 5-ти человек, когда проходили смену карты, сказали что впереди только И.Кучменко в 30-ти секундах. Для меня это был кризисный момент, после крутого подъема к финишной поляне мой ясный взор несколько потускнел. При выходе на плато отрыв, который я получил в горе, стал стремительно увеличиваться. К этому моменту я конечно уже знал, что мой второй круг полностью совпадет с Новиковым. В голове вертелись клишированные фразы, типа «сейчас или никогда». Сейчас. Вложившись на отрезке по поляне и под гору к 1 кп второго круга, сокращаю эти 40 метров до 10. 
2-й круг

Нас осталось только трое, впереди еще Сережа Детков. Кучменко, ушедший в одиночестве на сложный кп, допускает ошибку и выбывает из борьбы за медали. На первом сборном пункте С.Детков уходит на более длинную «ветку», поэтому получает уже +30сек, когда мы сходимся вновь. Так же неимоверным усилием он сокращает этот отрыв и вот мы втроем на последнем перед финишем подъеме. Леня спуртует в гору и немного отрывается. Сергей, отдавший все силы на погоню, «соглашается» на бронзу. Ну а серебряная медаль уезжает малой скоростью по маршруту Алушта-Петрозаводск. Постфинишный анализ выявил крайне неудачный подход организаторов к распределению вариантов рассеивания. Предложенная планировка позволяла сделать 16 разных вариантов и избежать т.о совпадения вариантов у сильнейших спортсменов. Сколько вариантов было «заиграно» в действительности? Всего лишь шесть. То есть мощность системы рассевания была задействована лишь на 30% своего ресурса.

Призеры дисциплины классика -общий старт

Ноябрьское утро в Алуште в день марафона обещало довольно-таки комфортные для бега условия,  +7С и без дождя. Но дело в том, что старт марафона был не рядом с городом, а на Ангарском перевале, на высоте 800м.н.у.м. Первое, что мы увидели на подъезде к Перевалу, это рассекающих прямо по трассе Ялта-Симферополь участниц с картами. «Возможно, это был не день планировщика дистанции», подумал Штирлиц. Но была и другая вещь, которая привлекла к себе всеобщее внимание,- погода. Подгоняемые ветром, с гор валили влажные снежные хлопья, а температура воздуха опустилась до ноля. Алушта прощалась с участниками Чемпионата России. Участники, в свою очередь, настроились на борьбу и ни тропа, идущая по снегу по верхней части дистанции, ни карты, стремительно исчезающие в хлиплых пакетиках под воздействием влаги, ни лёд, дрейфующий в стаканах с водой на подпитке, не могли остудить их пылающие азартом сердца. Но безжалостным организаторам ЧР этого показалось мало, и самых доверчивых атлетов они добивали на заключительной петле, внедренным туда рассеиванием по типу эстафеты…Возможно ,это только первая новаторская ласточка и вскоре ИОФ внедрит эту систему на Чемпионате мира.


Закончился Чемпионат России в Алуште, вместе с ним завершился и летний беговой сезон 2016 года. Участники разъехались по своим городам. Еще вчера я купался на море, а сегодня, когда я пишу эти строки, я с умилением поглядываю в окно на запорошенный снегом Петрозаводск. Да, жизнь полна контрастов и, наверное, эти контрасты делают её такой интересной.

No comments:

Post a Comment